Культура, традиции, философия, мастерство чаепития.
Существует множество способов заваривания чая. Кроме традиционных китайских, в каждой культуре рождались свои, приспособленные к местным условиям быта, утвари, и видам чая, которые были доступны.
Во времена, когда чай только появился в России и Европе, долгую перевозку выдерживал только сильноферментированный (прожаренный) чай, потому все наши и западные традиции чаепития ориентированы именно на него.
В настоящее время возможность быстрой доставки позволяет получать все сорта чая в первозданном виде и каждый из них лучше уметь заваривать так, как это делают на родине чая- в Китае, ибо многовековые традиции чаепития накопили опыт многих поколений исследователей и довели его до уровня совершенного искусства.
Китайская чайная церемония Гун Фу Ча ( 功夫茶 ) в прямом контекстном переводе означает «мастерство чаепития». Это довольно точный термин, описывающий суть самого действа, однако, кроме технологии заваривания чая, чайная церемония имеет глубокую философскую подоплёку.
В искусстве китайской чайной церемонии можно выделить шесть уровней (направлений) развития:
1. Умение красиво и правильно заварить чай.
Каждый вид чая имеет свои свойства и заваривается по-разному. Если залить зелёный чай крутым кипятком, то он станет горьким и «мёртвым», потеряв свой чудесный мягкий вкус, нежный аромат и целебные свойства. Потому вода охлаждается до 80, а то и 70 градусов. Если же такой водой заварить красный (чёрный) чай, то он просто не раскроется, не отдаст в настой своего содержимого, что сделает напиток совершенно «пустым» и невкусным. Использование же хлорированной воды из-под крана или искусственно минерализованной воды из бутылок гарантированно испортит любой чай, сделав его «плоским» и однообразным.
Посему, чтобы вкусно заварить чай, важно знать особенности каждого вида чая, технологию его заваривания, использовать правильную посуду, хорошую воду и многое другое.
2. Умение выбрать и подобрать чай.
Существует огромное количество видов и сортов чая. Каждый из них обладает своими свойствами и особенностями, которые сильно различаются вплоть до диаметральной противоположности. Например, зелёный чай охлаждает, а красный согревает; пуэр бодрит и проясняет ум, а Дан Цуны расслабляют и «рассеивают» внимание, но активизируют творческие и медитативные состояния, причём на разных людей один и тот же чай может влиять совершенно по-иному.
Посему важно знать свойства каждого вида чая, прочувствовать его влияние на себе и понаблюдать за его воздействием в разное время суток и в различные сезоны года. Со временем накопленный опыт позволит подбирать чай под состояние, под настроение, а так же для достижения точного эффекта. Каждое чаепитие выстраивает и уточняет некую внутреннюю эталонную шкалу, которая даёт возможность отличить хороший чай от некачественного, свежий от лежалого, а на «продвинутых» уровнях определять сорт и примерную ценовую категорию чая.
3. Умение создавать чайную среду или «атмосферу».
Одно из самых замечательных качеств чая- это сонастройка пьющих его людей на одну волну, что создаёт прекрасную среду для качественного общения. За чаем ведутся дружеские, душевные и духовные беседы, люди расслабляются, раскрываются, проявляют свои лучшие качества. Освоение азов чайного мастерства позволяет самому создавать чайную среду и вывести общение с близкими, друзьями или коллегами на качественно новый уровень.
4. Чайная церемония как духовная практика для саморазвития и творческого вдохновения.
Те, кто регулярно пьёт чай, замечают, что их жизнь начинает меняться в лучшую сторону, даже если изначально такая цель не ставилась. Кроме самого чая, питающего тело и дух человека накопленной Силой, важную роль играет время и внимание , которые человек уделяет самому себе в процессе чаепития.
Если же сделать чайную церемонию ежедневной практикой, проводимой с целью саморазвития, то можно добиться потрясающих результатов.
Наша жизнь и судьба в первую очередь зависит от нашего характера. Проходя через жизненные обстоятельства, каждый человек реагирует на них так, как ему свойственно. От типа его реакции и принимаемых решений зависит то, что происходит дальше.
Соответственно, меняешь характер-меняешь жизнь.
Но изменение себя-самая сложная в мире задача, ибо менять сознание приходится с помощью самого сознания, причём не прекращая его работы. Всё равно что делать самому себе операцию на сердце или на мозге.
Проведение чайной церемонии как практики саморазвития.
- выделить время
- обустроить место
- направить внимание в определённое русло.
Классически это выглядит примерно так:
- Проснуться за 2-3 часа до начала обыденной деятельности.
- Зажечь свечи там, куда важно направить внимание (алтари, фотографии ушедших предков, чайная доска).
- Неспешно вскипятить воду, расставить чайную посуду.
- Заварить и выпить несколько чашек чая.
- Сосредоточиться на дыхании, сделав его спокойным, ритмичным, длительным, тонким, глубоким.
- Дождаться, пока суетные мысли затихнут.
- Направить внимание туда, чем хотелось бы заняться: творчество, решение текущих задач, поиск ответов на сложные вопросы, ощущение состояния и качеств волны времени и т.д
5. Профессиональное заваривание чая.
Во многом качество среды чаепития зависит от того, кто заваривает чай.
Если это делает мастер, то чайная церемония становится удивительным завораживающим действом, погружающим гостей в чудесные состояния.
Хороший чайный мастер формируется годами по формуле:
любовь к чаю+ практика+знания+ наработка+личный мистический опыт+философия
Он не просто умеет заварить чай, рассказывая чайные легенды и умело обращаясь с посудой. Для него каждая чайная церемония-как путешествие в иные миры с гостями, которых он, как проводник, уверенно ведёт хорошо знакомой ему тропой в неведомое, ибо каждая чайная церемония уникальна и неповторима. Её участники, сумевшие подняться в тонкие состояния, имеют возможность из них увидеть себя, свою жизнь и окружающий мир в ином качестве и осознать новые грани бытия.
6. Чайная волна как философия жизни.
В древности это называлось «следование чайному Пути» или «Ча Дао».
Долгая чайная практика приводит к тому, что у человека формируется целостная система ценностей, которая меняет его отношение к миру и к жизни вцелом.
Важными становятся:
-
-чистота, красота, гармония
-добродетель, искренняя доброта -
-скромность, уважение, умение довольствоваться малым.
-
-подлинность, искренность
-
-уравновешенность, покой, умиротворение
-
-здоровье, счастье
Эти простые принципы дают удивительное качество жизни, сродни «монашеству в миру».
Человек живёт простой жизнью, радуется ей, создаёт внутри и вокруг себя благостную среду спокойствия, умиротворения, стремления к красоте и ладу с миром. И это совершенно не исключает активной жизненной позиции, развития, созидательной деятельности. Просто всё это делается из точки внутреннего стремления к совершенству, что позволяет достигать многого не поддаваясь искушениям, неизбежно возникающим при увеличении ресурсов, возможностей и росте общественного статуса.
Как писали древние: «Великий путь начинается с первого шага». Достичь можно многого, но великие дела состоят из множества простых регулярных действий. Встаём пораньше, пьём чай, уделяем время себе и изучению нового- и жизнь становиться всё лучше и интереснее. Ну, а куда это приведёт- зависит только от вас…