а так же Гуру, Сэнсэя, Шифу, и т.д.
Общение с Учителем и обучение у него-одно из самых почитаемых в духовном мире занятий. Однако важно осознавать, что это не итог духовного развития, а всего лишь один из его этапов. И нужно не только дойти до него, но и пройти красиво и качественно.
Базово учиться можно у кого угодно, ибо все, кто нас окружают, либо все они посланы нам для развития и воспитания в нас определённых качеств, либо сами у нас чему-то учатся. Учитель же нужен для расширения сознания и перехода на новый уровень, что крайне сложно сделать самостоятельно, ибо даже подумать о том, чего не знаешь, не получается в силу особенностей устройства мозга.
Однако Учитель- одно из самых полезных и опасных существ на пути саморазвития.
Кроме базово понятных проблем с псевдоучителями ( духовными бизнесменами, вампирами, тиранами-рабовладельцами, безумцами и т.п.) существуют ещё реальные опасности зависания даже у самых чудесных Великих Наставников.
Первая и самая сложная проблема- это зависимость. Учитель отвечает на вопросы, создаёт поле благодати и человек так на это «подсаживается», что перестаёт самостоятельно думать и работать над собственным «производством благости».
Зачем разжигать свой огонь, если ты имеешь доступ к огромному и жаркому огню Учителя? Как это не парадоксально, но в этом случае духовное развитие человека практически останавливается и из «производителя» он превращается в «потребителя» либо «дистрибьютера» духовности. К тому-же при выходе, в силу обстоятельств, из поля учителя, на человека обрушивается суровая реальность обыденного мира во всём своём «великолепии». Как заотдыхавшаяся в 5-звёздочном отеле «всё включено» девушка, совершенно теряет адекватность, считая весь мир прекрасным и безопасным, и выходит в светлых одеждах, дорогих украшениях, с наивностью и кошельком, просто лежащим в кармане, погулять в арабский нищий город.
Потому крайне важно не забывать о том, что кроме наслаждения пребыванием в мире Учителя, нужно ещё и не забывать строить свой мир, который и является настоящим результатом саморазвития
Вторая проблема-это растущее заблуждение относительно реальных своих возможностей. Занимаясь практиками в группе и получая высокие результаты, возникает соблазн вообразить это собственной заслугой и достижением. Только вот включившееся, например, ясновиденье, или подъём кундалини, или временное «просветление» в присутствии Учителя совершенно не означает, что то же возможно будет повторить без резонанса с ним и участия его энергии. Более того, любое чрезмерное продвижение обязательно оборачивается «откатом» и крайне важно не столько научиться совершать прорывы, сколько сильно не «сваливаться» на откатах.
Для понимания и развития своих настоящих возможностей лучше всего помогает своя собственная практика, которая делается только тобой, только самостоятельно и которой ты напрямую никому не «обязан». Создаётся она, конечно, на основе полученных знаний, но её значение и наполнение ТОЛЬКО твоё. В крайнем случае, можно позаимствовать практики из других систем, но осмысливание их должно быть самостоятельное.
Ну, и третье, самое болезненное- это идеализация Учителя. На каком-то этапе это помогает, так как даёт возможность отдаться его Потоку и позволить ему войти глубоко, меняя самые корни мировоззрения, но в дальнейшем зачастую становится причиной трагедий, крушения системы ценностей и потери своего Пути. Это так же как с родителями: если с 3 до 7 лет, они для ребёнка практически Боги: «мама знает ВСЁ», а «Папа самый сильный супергерой»,то с 7 до 14 лет приходит понимание, что родители, конечно, близкие, родные и любимые, но такие же люди, как все, и имеют огромное количество собственных проблем и недостатков. Если это не осознать, не признать их сильные и слабые стороны и повторно не полюбить уже такими, какие они есть, то отношения с ними рискуют превратиться в крайне болезненную психодраму. Более того, после 14 лет те, кто продолжает жить только умом родителей, практически не имеют шансов на самореализацию и обретение Своего жизненного Пути.
Потому Учителей важно не идеализировать и не считать, что они Совершенны во всём и знают Всё. Они такие-же люди, просто продвинувшиеся в каких-то областях далеко вперёд и у которых можно многому научиться. Но самое главное с Учителями вовремя и правильно расстаться. Как с родителями. И идти дальше, вспоминая о них с Любовью и Благодарностью, и, конечно, периодически навещая, отдавая дань уважения и радуя своими новыми горизонтами.