Неутомимым бойцам растительно- мясного фронта посвящается.
С давних времен идёт великая битва между мясоедами и вегетарианцами. Плох тот вегетарианец, который не перековал несколько мясоедов. И каждый перекованный- как орден на его кармическом облике. Мясоеды отбиваются как могут. При поддержке тяжёлой научной артиллерии и суровой медицинской бронетехники окопавшиеся в привычной картине мира орды любителей вкусненького разбивают в пух и прах любые концепции, предполагающие возможность выживания человека без мясной пищи. Но и вегетарианцы тоже не лыком шиты. Своими фанатичными способами самоистязания путем отказа от всего, что только возможно, доказывающими несостоятельность господствующих научных теорий пищеварения и метаболизма, они обескураживают даже самых прожжённых скептиков.
Дальше всех зашли солнцееды, научившиеся усваивать энергию в чистом виде и отказавшиеся вообще от пищеварения как такового. При одном упоминании о такой ереси научно-медицинские проповедники исторгают утробный рык, покрывают источник информации крёстным знамением и переходят в глухую оборону, мучительно выискивая возможность сохранить удобную картину мира, оправдывающую их гастрономические пристрастия. С годами это делать всё тяжелее, так как здоровье неизбежно портится, вес растёт и смотреть на стройных, весёлых и довольных жизнью вегетарианцев всё невыносимее.
Примирить этих вечных противников может только общая концепция, которая будет непротиворечиво объяснять происходящее и помогать людям выбирать питание, наиболее подходящее именно их телу и образу жизни.
"Научные" теории и подходы здесь не подходят, ведь проверить утверждения ученых не ученым невозможно, так как ученые признают доказательства только ученых. А ученые не могут выступать против ученых, потому что если они будут идти против "общеизвестных и доказанных" догм, то их из ученых быстренько отчислят. Это всё равно, что разговаривать с православным священником о отношениях с Богом: он ничего, кроме православия проповедовать не имеет возможности, при том, что большинство своих убеждений он не проверял на собственном опыте а принял на веру из "священных" книг, написанных и многократно правленных во тьме веков неизвестными людьми на разных языках.
Научный подход сам по себе не плох, но когда он возводится в ранг единственно верного и перестаёт учитывать собственную ограниченность, его приверженцы превращаются в некую секту, отрицающую всё иное и теряют адекватность. Это наносит немалый вред и наука вместо двигателя познания мира становится тормозом.
В изучении человека это особенно актуально. Попытки разобраться с устройством тела без учёта биоэнергетики, работы сознания и концепции духа сродни потугам аборигенов понять работу компьютера на основе изучения найденного системного блока сервера путём аккуратного разбивания его на кусочки. И даже, если бы компьютер попал в руки самых прогрессивных учёных 19 века, они безусловно много чего о нём смогли бы рассказать. О его химическом составе, о способах сборки-разборки корпуса, и т.п, но никакого толка от этого быть не может без понимания того, что плоть компьютера всего лишь среда для трансформации электрического тока, с помощью которого он работает с хранением, преобразованием и показом информации, которая предназначена для Пользователя. Потому крайне авторитетные заявления современных учёных, о том, что при вскрытии трупов не обнаружено ни энергии ни души ни духа вызывают умиление, как и умозаключения аборигенов, не находящих в выключенном компьютере ни электричества, ни информации, ни пользователя и делающими вывод, что этого не существует.
Самое странное, что подобный подход продолжает культивироваться и в настоящее время, когда современные средства связи, транспорта и обработки информации позволяют изучать разные культуры и открывают доступ к системам знаний, которые целостно описывают биоэнергетику человека. Притом, что это не какие-то абстрактные теории, а прекрасно работающие практические методы диагностики и лечения заболеваний как то Китайская традиционная медицина или Аюрведа, успешно применяемые в течении многих сотен лет и на основе которых построены богатейшие в мире Индийская и Китайская кухни. Кухня и медицина науки неразделимые, так как неправильное питание-основной источник проблем со здоровьем, а осознанное питание- одно из самых лучших и эффективных лекарственных средств. Но, чтобы понять как питаться правильно, какая еда в какое время лучше подходит конкретному человеку важно не привязываться к «общеизвестным» догмам и собственным вкусовым привычкам, а заниматься изучением всего накопленного человечеством опыта в этой сфере и пробовать применять его к своей жизни и особенностям своего организма.
Потому давайте попробуем разобраться в своём питании самостоятельно, используя наблюдения и анализ, без проводимых непонятно кем, когда, как и для чего "исследований".
Незаменимость мясного рациона.
Прежде всего давайте признаем, что человек- существо всеядное и может приспособиться практически к любой пище. Все утверждения о " невозможности получения полноценного питания из растительной пищи" не выдерживают ни малейшей критики. Стоит только задать вопросы о том, где- же берут " незаменимые" для построения клеток аминокислоты и витамины коровы или слоны, как сразу " научность" аргументов заканчивается и начинаются потрясающие по содержательности заявления, типа: " а у них другое пищеварение" , или : "ну мы же не коровы". А то, что мы так же не волки, не тигры и не медведи представляется особо не принципиальным :-). У человека, действительно, ДРУГОЕ пищеварение и оно удивительно уровнем своей универсальности и приспособляемости. Вопрос в том как влияет на тело и сознание человека тот или иной тип пищи.
Второй, набивший оскомину своей бестолковостью аргумент: "Для тех, кто работает физически, мясо необходимо для силы и выносливости". Люди добрые! Кто где и когда видел хоть одного долго, усердно и прилежно работающего хищника??? Самые трудяги- это лошади, быки, буйволы, которые питаются исключительно свежей растительной пищей. Ну, в крайнем случае, сеном. А вот все хищники в основном... СПЯТ!!!..., потом выходят на охоту, делают рывок, догоняют и убивают добычу, съедают, а потом дальше спят, просыпаясь только для очередного питания или спаривания. Это, очевидно, оттого, что качественно питаются исключительно "полноценными" белками, так превозносимыми научно-медицинско ориентированными "диетологами".
Третий столп мясной пропаганды: мясная пища очень полезна, легкоусвояема и полна ценными веществами, крайне необходимыми организму.
Звучит очень красиво, только при осмыслении этих заявлений возникает множество вопросов: Как может быть что-то одинаково полезное ВСЕМ? И старикам и младенцам, и мужчинам и женщинам, и рабочим и художникам и ученым, и в жару и в холод…
Почему-то это множество особенностей не учитывается, а просто утверждается: «Мясо полезно!».
От «легкой усвояемости» польза тоже выглядит сомнительной: неужели то, что легко достаётся однозначно лучше того, то достаётся непросто? :-)
А про «крайне необходимые ценнейшие вещества и микроэлементы» снова вопрос к самому существованию слонов: как такое количество мяса смогло вырасти без этого?
Какая же пища естественна?
Базово все сомнения о естественной пище по «изначальной природе человека» разрешаются одним простым экспериментом. Попробуйте питаться 2 месяца исключительно свежей сырой растительной пищей, а потом такой же период исключительно свежим сырым мясом. Результаты первого опыта показывает всё растущее движение приверженцев сыроеденья, утверждающих, что им стало жить гораздо лучше, многие болезни прошли, и не желающие возвращаться к потреблению обработанной пищи. А вот даже единичных случаев появления людей, добровольно и радостно питающихся исключительно свежим сырым мясом особо не встречается. Подозреваю, что даже элементарную выживаемость в результате второго опыта гарантировать сложно. Есть, конечно, культура потребления суши и карпаччо, но вот при изучении санитарных норм оказывается, что их положено готовить ТОЛЬКО из продуктов, прошедших стадию глубокой (-30-40 градусов) заморозки. Это необходимо для обезвреживания паразитов.
И едят суши тоже обязательно вместе с природными антисептиками васаби и имбирем.
Согласитесь, что продукты, которые можно употреблять только после тепловой или иной обработки, явно не могут являться «изначальной основой питания» человека, строение которого за ближайшие сотни тысяч лет особо не изменилось. К тому-же тело человека вообще не предназначено для охоты или рыбалки и поймать любую «дичь» без использования технических приспособлений крайне проблематично. Естественная пища-это только то, что можно добыть голым и съесть без обработки.
Потому сама формулировка вопросов типа: «и чем же вы заменяете мясо в своём рационе?» изначально извращённая, так как само мясо является заменителем естественной растительной пищи человека.
Это вовсе не значит, что нужно «возвращаться в леса» и фанатично отвергать всё «неестественное». Необходимо просто знать основы природного питания, чтобы не поддаваться мороку медицинской пропаганды о крайней необходимости потребления животного белка и вестись на её стращание «нехваткой жизненноважных элементов» при растительном рационе.
Итак: Тело и пищеварение изначально ориентированы на потребление растений, корней, орехов, грибов, фруктов, ягод и овощей. Того, что человек может найти сам, сорвать голыми руками, без проблем съесть сырым, и чей запах и вкус ему приятен.
Всё остальное он может употреблять только после обработки и только как временный заменитель при отсутствии нормального питания.
Соответственно, задача сводится к тому, чтобы понять: стоит ли заменять естественную растительную пищу мясом? Если да, то в каких случаях, зачем и какие будут последствия.
Для её решения необходимо расширить свои представления о еде и дополнить западную концепцию питания знаниями из других культур.
Ведь еда, кроме питательных веществ и материи содержит еще энергию, качество которой воспринимается нами как вкус блюда, и информацию, которая проявляется в качестве наших состояний.
Так же важно определиться со своими целями.
Зачем человек ест?
Обычно в процессе жизни люди проходят примерно следующие этапы развития:
- Питание для поддержания жизни и пополнения сил. Человеку практически всё равно что он кушает. На этом этапе люди вообще пока не способны понять тех, кто выбирает какие-то типы питания, а их основной принцип: «пожирнее и погуще» или «то полезно, что в рот полезло». Чаще всего это убежденные мясоеды.
-Еда для удовольствия. Когда вопрос выживания уже не стоит, а еда служит источником удовольствия и интересных переживаний, человек начинает есть пищу разнообразную и необычную. В этот период тоже не возникает даже мыслей о возможности что-либо ограничивать, а те, кто этим занимается, высмеиваются и осуждаются.
- Еда как любимый враг. Такое отношение к пище обычно наступает, когда здоровье сильно ухудшается или портится фигура после неразумного подхода к питанию на первых двух этапах. Человек начинает испытывать на себе разнообразные диеты, морит себя голодом, сильно при этом страдая. На этом этапе появляются первые вегетарианцы, только вот поздравить их с этим сложно, так как это очень несчастные люди, лишённые самого любимого, и больше всего на свете мечтающие вернуться к " нормальному" образу жизни. В Китае для этих людей создана целая индустрия " мясозамещения". Искусные повара делают из растительных компонентов блюда, абсолютно точно имитирующие вкус и вид различного мяса и морских деликатесов, чтобы страждущие могли отвести душу.
Хотя, есть подозрения, что такая ретроспектива только усиливает гастрономические страдания.
-Еда как лекарство. Высшая степень разумности на социумном уровне развития. Изучаются свойства разных продуктов, специй, влияние способов обработки, времени и сезона употребления. При этом обнаруживается, что доминирующие западные "научно-медицинские" представления о питании довольно скудны и противоречивы, а избитая белково-жиро- углеводно- калорийная парадигма настолько ограничена и примитивна, что не способна объяснить даже самых очевидных явлений, вроде выработки коровой жирного калорийно-белкового молока из «пустой» по содержанию этих веществ травы.
Потому попробуем дополнить её известными в научном мире , но по каким-то причинам широко не распространяемыми знаниями.
Пищеварение.
С физиологией усваивания питательных веществ разобраться проще всего, так как она наиболее изучена западной наукой и информация общедоступна, нужно только найти её и собрать воедино. Большинство людей представляют пищеварение как прохождение еды по некой трубе с желудочным соком и ферментами, в которых она растворяется и всасывается организмом. К сожалению, так же думает большинство врачей и диетологов, не смотря на то, что представителями официальной же науки открыто и доказано, что Природой в организме заложены 4 способа питания:
- Общеизвестное собственное пищеварение. Разложение пищи на составляющие силами организма путём выработки необходимых для этого веществ. Позволяет питаться практически любой едой, но очень ресурсозатратен и энергоёмок для организма. Изначально является резервной системой, обеспечивающей выживание в экстремальных и неестественных условиях. К сожалению, при современном образе жизни в городах и проблемах с качественными продуктами стал основным, а большинство врачей и диетологов представляют его единственно возможным.
- Мембранное пищеварение. Непосредственное впитывание необходимых веществ через стенки кишечника.
- Самопереваривание (аутолиз). Растворение пищи за счёт содержащихся в ней самой энзимов. (энзимы и ферменты примерно одно и то же: этакие узкоспециализированные белковые биороботы для разборки сложных соединений). Организм только запускает процесс их высвобождения, разрушая желудочным соком стенки их хранилищ. Это самый естественный, простой, «дешевый» и эффективный способ пищеварения, но возможен только для свежих необработанных продуктов, так как при нагревании свыше 45 градусов, заморозке или при длительном хранении энзимы теряют свои свойства и разрушаются. Этот способ пищеварения основной в естественной природе, а наиболее развит у хищников. Открыт, описан и научно обоснован советским академиком А.М. Уголевым.
Для наглядного показа этого явления он помещал в 2 сосуда с желудочным соком хищника по сырой и варёной лягушке. Сырая растворялась полностью вместе с костями, а вот варёная всего лишь немного поверхностно изменялась, хотя, согласно доминирующих представлений о пищеварении результат должен быть прямо противоположный.
Преимущества такого вида пищеварения перед собственным примерно такое-же, как у профессиональной разборки старого дома, купленного ради стройматериалов, мастерами производителя перед самостоятельной. Она, конечно, тоже возможна, но каково её качество и энергозатраты? Считается, что эта проблема решается температурной обработкой, но такая «помощь» сродни разваливанию дома бульдозером, с предложением найти что-то полезное из того, что осталось. Полезное- то там, несомненно, есть, но КАЧЕСТВО? И сколько остаётся мусора! А коварство, (оно же и преимущество) температурно обработанной пищи в том, что она усваивается мембранным путём в обход регулировочных систем организма. Размер мембран подразумевает, что неразобранные молекулы в кровь не попадают, а «разборка» регулируется концентрацией и содержанием желудочного сока. Чем более голоден человек, тем более насыщенный его желудочный сок. Это некий «предзаказ» организма на поставку питательных веществ. При естественном питании попадающие в желудок вещества разбираются на составляющие только так и только в том количестве, которое необходимо организму. Всё то, что не разобрано, идёт на переработку и утилизацию микрофлоре, а затем выводится наружу. Когда же пища поступает в разрушенном длительной термообработкой состоянии, большая часть этих «обломков» усваиваются и проходят в кровь вне зависимости от того, нужно ли это телу. Соответственно, многократно усиливается нагрузка на очистные системы организма, которому кроме своих отходов нужно еще выводить ненужные ему вещества. Можно попробовать представить себе, во что превратился бы дом, если бы из магазина привозили не то, что необходимо, а то, что продавец хотел бы продать.
Но в современной медицинской диетологии это называется «легкой усвояемостью» и считается почему-то несомненным благом, хотя проблемы от такого питания очевидны.
Более того: мясная пища и не может нормально употребляться человеком в необработанном виде, так как концентрация желудочного сока у него гораздо ниже, чем у хищников, и её недостаточно для уничтожения паразитов, бактерий и патогенной микрофлоры сырого мяса и термообработка его обязательна, со всеми вытекающими последствиями. Потому ни о какой «естественности» и «нормальности» для человека мясной пищи даже речи идти не может. Как резервное питание-да, помогает выжить, но регулярное, а тем более неумеренное употребление порождает проблем гораздо больше, чем даёт пользы. - Растворение микрофлорой. Еда перерабатывается микрофлорой кишечника, а она уже синтезирует практически любые необходимые организму вещества. Именно так работает пищеварение травоядных. Это великолепный, универсальный и тонконастраиваемый механизм, но в силу своей сложности малоизученный и потому практически не учитываемый врачами и диетологами. К тому же активное и отчасти бесконтрольное применение антибиотиков эту микрофлору губит и у человека, живущего «обычной» жизнью, этот способ практически не работает, хотя его эффективность и производительность потрясающи. Он схож с организацией собственного земледелия и производства. В принципе ведь вся органика состоит из углерода, водорода и кислорода, и «строительный материал» для любых органических веществ в изобилии присутствует даже в воздухе. А микрофлора по сути и есть чудесная природная фабрика для создания и преобразования органических веществ, которая потенциально может обеспечивать любые потребности организма. Только способы связи и управления этим процессом организмом выходят за пределы представлений о мире подавляющей части научно-медицинского сообщества, потому оно и недооценивает малоизученный и плохоподдающиеся регулированию доступными им методами микрофлорный способ пищеварения.
Из всего вышеописанного следует печальный вывод, что большинство людей в силу недостаточных знаний о возможностях своего тела, привычек и слепому следованию рекомендациям некомпетентных «диетологов» основном использует только 2 способа пищеварения, самые затратные и неэффективные, истощающие, разбалансирующие и зашлаковывающие организм.
Мировой опыт
Из других культур в области целительных свойств пищи огромное количество практических знаний даёт китайская медицина. Она рассматривает питание как базовый способ лечебного воздействия на организм и любые отклонения от здорового состояния прежде всего стараются выправить едой определённого качества.
И только потом, для усиления воздействия или при сильных проблемах, применяют травы, корни, грибы, части животных и насекомых.( Тоже, в качестве еды с ярковыраженными свойствами) Знаменитое же иглоукалывание хорошими врачами используется только в очень запущенных случаях как оперативное вмешательство в энергосистему организма причём обязательно в комплексе с лечебными отварами и особым питанием.
В нашей народной традиции тоже есть огромное количество способов лечения продуктами, но, к сожалению, эти знания практически утеряны и остались только в виде отдельных рецептов, не объединённых в общую систему и не связанных с другими представлениями о устройстве мира.
Осознанное вегетарианство.
Для тех, кто тщательно изучает влияние еды на здоровье, вегетарианство уже становится осознанным и является следствием знаний о питании и его воздействии на организм человека. Такой вегетарианец уже не страдает от ограничений а с интересом наблюдает изменения в теле, привычках, состояниях и изучает питание как науку.
При глубоком погружении в изучение собственного тела мясоедом оставаться довольно трудно, так как вред и проблемы от него несоизмеримы с выгодой и вкусовыми радостями.
И даже, если человек не готов от мяса отказаться совсем, обязательно меняется баланс продуктов в рационе и потребление его существенно снижается.
Информация.
При дальнейшем развитии и расширении сознания за пределы социальной среды
особую значимость приобретает информация, которая содержится в пище.
Человек уже исходит из другой системы ценностей и ест не то, что вкуснее или к чему он привык, а то, что способствует его развитию и даёт качественные состояния.
Основы влияния пищи на сознание, мышление и состояния очень хорошо описывает индийская Аюрведа. Она чётко делит всю еду на 3 качества (Гуны) и описывает их воздействие:
Тамас. При преобладании погружает в тёмные невежественные состояния и устремления, вызывает лень, депрессии, предпочтение отдыха труду, желание долго спать, рассредоточивает восприятие. Ум легко поддаётся заблуждению и не стремится к развитию.
Питает состояния Тамоса всё убитое, испорченное, подгнившее, прошедшее заморозку после приготовления, а так же многократно разогретая еда.
Раджас. Возбуждает энергию, разжигает страсти, неугомонность и неукротимые стремления. Это пламя, которое сжигает человека, потому что он никогда не бывает полностью удовлетворен тем, что получает. Раджасический человек полон амбиций, похоти, жажды материальных ценностей.
Активизирует Раджас пряная пища с сильными вкусами, алкоголь, кофе, шоколад, чай низкого качества. Умело приготовленное свежее мясо хорошего качества (как то дичь, птица и т.п) тоже обладает раджасными качествами, но очень быстро их теряет, портясь до Тамоса. Отдельной темой идёт обрядовое потребление особого мяса, но она столь обширна, что выходит за пределы этого обзора.
Саттва. Даёт ясность сознания и поднимает к высоким состояниям.
Человек становится восприимчивым и внимательным, он не преследует выгоды, развивая в себе искренность, осознанность и преданность к Богу. В душе живет покой, гармония и чистота, она прозрачна, как хрусталь.
Саттва – это радость, легкость и ясность, она бежит от чувственных удовольствий, неподвластна болезням, тревожности и депрессии.
Действие этой Гуны заключается также в активации чувств, интуиции, способности к ясновидению и восприятия знаний.
Саттва увеличивается от духовных бесед с мудрецами, изучения священных писаний, повторения мантр и саттвической (вегетарианской) пищи.
К такому типу людей относятся философы, мыслители и ученые.
Саттвическая пища – это злаки, бобовые, крупы, фрукты, орехи, мед и молочные продукты.
Конечно, это разделение довольно условно, и в каждом человеке присутствуют все эти качества, всё дело в балансе и направлении развития. Те, кто стремиться к духовному росту, но продолжает питаться мясной или некачественной пищей продвигается в своём развитии крайне медленно. К тому-же развивающаяся чувствительность восприятия качества энергетики начинает ощущать сквозь вкусный аромат шашлыка смрад разлагающейся плоти, а кроме довольства насыщения тоскливую безысходность и бессмысленность существования, присущие выращиваемому на убой скоту, всю жизнь проводящему в неволе.
В совсем же высоких состояниях, когда человек ощущает себя единым со всей природой, убить кого-то ради питания сродни отрезанию своей ляжки для приготовления вкусного обеда, то есть абсолютно неприемлемо.
Так что вегетарианство у каждого своё, и само по себе оно ничего не значит. Важны причины, по которым человек стал на этот путь и для кого-то оно полезно, для кого-то вредно, для кого-то естественно, а кто-то и жить по-другому не может.
Из вышеописанного становится очевидно, что не существует однозначного ответа на вопрос «как правильно питаться». Потому, лучше пытаться разобраться в том, какая еда больше всего подходит конкретному человеку для достижения его целей, с учетом особенностей строения, образа жизни, и окружающей среды. А искать ответы важно во всей мировой культуре, не ограничивая себя рамками одной концепции, тем более такой молодой и развивающейся, как западная медицина. Конечно, молодость характерна категоричностью, и это помогает ей двигаться, но лучшие плоды даёт соединение мощных корней древних традиций с гибкими ветвями новых исследований от ствола практического применения знаний и технологий.
Мир?